Смотреть что такое "Фаюм" в других словарях. Эль-Фаюм

Каранис – это древнеегипетский город, славившийся в свое время сельским хозяйством. Второе наименование города – Ком-Аушим. В нем располагалось несколько храмов, возникновение которых относят к первому тысячелетию до нашей эры.

Здесь были найдены папирусы - благодаря им город прославился на весь мир. Это произошло во время одной из экспедиций сотрудников университета из штата Мичиган. Из-за этого Каранис и представляет немалую ценность для археологов. Город был найден в двадцатых годах двадцатого века.

Помимо папирусов во время археологических раскопок обнаружили и предметы быта древних египтян. Интересно отметить, что в Каранисе был построен храм для поклонения богу-крокодилу и храм, в котором почитали египетских богов – Петосухоса и Пнефероса.

Так, в храме Крокодила есть тайная комната, где жрецы предсказывали судьбу народа. Ученые смогли точно определить дефференциацию горожан и доказать, что город стал заброшенным только в пятом веке до нашей эры.

Координаты : 29.45634000,30.70953400

Пирамида Лахун

Пирамида Лахун расположена на окраине египетской деревушки Эль-Лахун, которая находится в регионе Эль-Файюм. Здесь находится гробница Сенусерта II, четвертого фараона XII династии. В отличие от знаменитых пирамид в Гизе, пирамида Лахун имеет более скромные размеры. Высота пирамиды составляет около 15 метров, а формой строение напоминает горб верблюда.

Раскопки пирамиды проводились в конце XIX – начале XX века под руководством известного археолога Флиндерса Петри. Недра гробницы поставили перед учеными немало загадок, большая часть которых до сих пор неразгаданна. Так, вход в усыпальницу располагался не с северной, а с южной стороны, что, вероятно, было сделано для защиты гробницы от грабителей.

Во время раскопок также были обнаружены погребения жены и дочери фараона, а на некотором отдалении от пирамиды Сенусерта II пески скрывали древнее поселение Кахун, где жили строители усыпальницы. Как и все наследие Древнего Египта, Пирамида Лахун притягивает тысячи туристов, желающих прикоснуться к истории этой таинственной и загадочной цивилизации.

Координаты : 29.23615500,30.97071600

Самые популярные достопримечательности в Эль-Файюме с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Эль-Файюма на нашем сайте.

Индивидуальные и групповые

Эль-Файюм (араб. الفيوم‎, копт. Ⲫⲓⲟⲙ) - административный центр одноимённой мустафазы в Среднем Египте, расположен в оазисе Эль-Файюм и окружён со всех сторон Ливийской пустыней. С Нилом город связан каналом Юсуф. Основанный в 4000 г. до н. э. этот город - самый древний в Египте и один из самых старых древних городов мира. Местность известна преимущественно благодаря обнаруженным некогда в здешних краях Фаюмским портретам. Современное название города происходит от коптского payom, что переводится «озеро» или «море», пришедшее из ранней формы pA y-m с тем же значением, относящимся к Меридову озеру.

История

В Древнем Египте Эль-Файюм был административным центром 21 нома Верхнего Египта. Фараоны 12-й династии часто останавливались в Эль-Файюме, который назывался тогда Шедет, то есть «море». Об этом свидетельствуют раскопанные Флиндерсом Питри остатки храмов и мастаб. В более поздние времена Шедет был известен как Город гадов, или Крокодилополь, покровителем которого был бог Себек с головой крокодила. Курганы к северу от нынешнего города отмечают расположение древнего Крокодилополя, где жители в водах Меридова озера разводили и поклонялись крокодилам. Это озеро было искусственно вырыто ок. 3900 лет назад, в качестве резервуара, наполняемого Нилом. В додинастическую эпоху современная территория Эль-Файюма была заболочена. В правление Аменемхета II и Сенусерта II площадь была осушена каналами и дамбами для возделывания почвы.

Птолемей II Филадельф (309-246 гг. до н. э.) дал городу и всему ному новое благозвучное название в честь своей обожествляемой супруги Арсинои (316-270/268 гг до н. э.). Находясь под протекторатом Рима город стал частью провинции Аркадия и его называли Арсиноя в Аркадии, чтобы не путать с другими городами.

Здесь находился описанный Геродотом и Страбоном знаменитый Лабиринт, который связывают с именем фараона Аменемхета III из 12 Династии. В Хаваре он выстроил для себя вторую пирамиду, к которой, якобы, вёл лабиринт. В нём было согласно Геродоту 3000 комнат, по Страбону - 1500.

С восточной стороны оазиса находится Эль-Лахун, на месте раскопок которого был обнаружен древний некрополь Среднего Царства и пирамида Сенусерта II.

С приходом Христианства город стал религиозным центром оксиринхской церкви. Сегодня католическая церковь не причисляет город к территории своего влияния.

Современный город

В Эль-Файюме есть несколько больших базаров, мечетей, бань и популярный будничный рынок. Вдоль канала Юсуф, протекающего через город, выстроились жилые дома. Через реку переброшены два моста: один трёх-арочный соединяет главную улицу с базаром; другой двух-арочный, над которым возвышается мечеть султана Кайтбея - подарок его супруги, как мамлюкскому правителю в Эль-Файюме. В центре города над каналом работают четыре водяных колеса, которые стали национальным символом провинции Эль-Файюм.

На обширных территориях культивируются кукуруза, хлопок, лён, рис, сахарный тростник, инжир, финики, оливки, виноград, гранат. Также здесь в больших количествах выращивают розы, потому здесь сконцентрировано производство розового масла.

Самая высокая температура в 46 °C была зарегистрирована 13 июня 1965 года; самая низкая 2 °C - 8 января 1966 года.

Основные достопримечательности

  • Парящая мечеть, выстроенная в период Оттоманского владычества в Египте.
  • Хавара - древний некрополь в 27 км от города.
  • Эль-Лахун - пирамиды в 4 км от города.
  • Мечеть Кайтбея находится в городе, была построена по приказу супруги мамлюка Кайтбея.
  • Эль-Раян - крупнейшие в Египте водопады в 50 км от города.
  • Вади-аль-Хитан или «Долина китов» - палеонтологические находки окаменелостей китов в окрестностях города, включённые в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Родившиеся в городе

  • Тефта Ташко Кочо (Tefta Tashko-Koço) - известная албанская певица 1930-х годов родилась в Файюме.
  • Саадия Гаон - крупнейший галахический авторитет эпохи гаонов, основоположник раввинистической литературы и еврейской рационалистической философии, языковед и поэт. Родился в Файюме и нередко именовался с приставкой эль-Файюми.
  • Себек - египетский бог-крокодил.

Фаю́мский оа́зис (Эль-Файюм, Al Fayyum) - оазис на северо-востоке Ливийской пустыни, в Египте (мухафаза Эль-Файюм), один из древнейших центров земледелия и культуры. На территории оазиса открыты стоянки эпохи неолита (Фаюмские поселения), относящиеся к 6-5 тысячелетию до н.э. Сохранились остатки углубленных в землю жилищ, зерновые ямы, каменные и костяные орудия, керамика. Основным занятиям населения являлось сельское хозяйство, здесь зарождается египетская земледельческая культура.

Расцвет Фаюмского оазиса приходится на Среднее царство, особое внимание развитию оазиса уделяли фараоны 12-ой династии. Царствование Аменемхета III стало апогеем экономического расцвета не только Фаюмского оазиса, но и всего Египта в период Среднего царства. При Аменемхете III в Фаюмском оазисе были возведены огромные дворцы в честь местного бога-крокодила Себека; было создано искусственное Меридово озеро (совр. озеро Керун), ставшее благодаря грандиозной системе шлюзов огромным резервуаром для воды. С другой стороны, благодаря тому, что земли около озера были осушены, были образованы дополнительные посевные площади. В разное время озеро называлось Ше («озеро»), Ше-ур («великое озеро»), Ми-ур («великое море»). По названию озера «Ше» называлась и вся область - Та Ше («Земля озера»), от которого и произошло арабское Эль-Файюм (от арабского «море»). В оазисе, близ современного поселения Хавара, Аменемхет III построил свою пирамиду (до этого он построил пирамидув Дахшуре, однако она не была использована для его захоронения), у восточной стороны которой был построен заупокойный храм, известный у греков как «Лабиринт» (Лабиринт в Файюме), о котором рассказывали многие классические писатели, в том числе, Геродот и Страбон.

Пирамида в Хаваре была построена из кирпича-сырца и облицована плитами из известняка. Внутри нее была построена система сложных ходов с ложными проходами, вход в пирамиду расположен довольно необычно - с южной стороны. Сама погребальная камера была целиком высечена из желтого кварцита. Длина камеры 6, 71 м, ширина 2, 4 м, высота 1, 83 м. Толщина стен 60 см. Вес этого блока составляет примерно 427 кг. Погребальная камера была вставлена в вырубленное в скале углубление, а поскольку дверей в ней не имелось, то проникнуть туда можно было только отодвинув одну из трех каменных плит потолка. В погребальной камере было найдено два саркофага - Аменемхета III и его дочери Нефру-Птах, а также два ящика с канопами.

Согласно описанию Геродота, Лабиринт представлял «двенадцать крытых зал, порталами своими расположенные одна против другой и соединенные между собою в одно помещение», помимо которых в Лабиринте было различных комнат три тысячи, «одни подземные, другие на поверхности земли над первыми». По Страбону, Лабиринт состоял «из такого количества царских помещений, сколько прежде было округов… у входов в залы находятся в большом числе длинные крытые ходы, соединяющиеся между собою извилистыми путями, так что ни вход в какую бы то ни было залу, ни выход из нее невозможен для постороннего человека без проводника».

К сожалению, Лабиринт очень плохо сохранился, от него остались в основном лишь немногочисленные обломки каннелированных колонн и фрагменты от рельефов, которые некогда украшали стены. Раскопан в 1888-89 гг. известным английским археологом Флиндерсом Питри . Раскопки показали, что Лабиринт занимал площадь в 72 тысячи кв. м. Питри удалось обнаружить многочисленные фрагменты статуй Себека, главного божества Фаюма, который был представлен в различных ипостасях.

При входе в Фаюмский оазис со времен 12 династии сохранились руины древнеегипетского города Хетеп-Сенусерт («Сенусерт доволен», современное название Кахун, иногда «город строителей пирамид»). Предположительно возникший в процессе сооружения пирамиды фараона Сенусерта II, находящийся поблизости, этот комплекс различных гражданских построек дает возможность узнать принцип планировки и других древнеегипетских городов. В результате раскопок было найдено огромное количество вещей, которые проливают новый свет на социальную и экономическую жизнь древнего Египта. О разнице в благосостоянии, например, свидетельствуют дома разных размеров и качества. Были обнаружены десятки папирусов на самые разнообразные темы - от счетов и текстов законов до гинекологических и ветеринарных трактатов. Все эти предметы позволяют лучше узнать об управлении и материальном снабжении жителей этого многонационального поселка.

Благодаря построенным оросительным системам в античные времена оазис стал одним из крупнейших производителей зерна в средиземноморском регионе, здесь удавалось собирать три урожая в год. В эпоху эллинизма оазис становится одним из центральных районов эллинистического Египта, здесь проживают не только египтяне, но также греки, римляне и множество других народов, к этому времени относятся найденные первоначально в Фаюмском оазисе

В низкой котловине тектонического происхождения было все, чтобы жить безбедно, а чего не было, то довели до ума люди: фараоны, строители, основными орудиями труда которых были кирка и мотыга, и земледельцы. Первые следы постоянных человеческих поселений (на севере оазиса) датируются примерно 4500 г. до н. э., а самые первые стоянки человека относятся к палеолиту. Город Шедит (ныне Мединет-эль-Файюм) был построен около 2050-1700 гг. до н. э. При фараоне XII династии Аменемхете III (1842-1797 гг. до н. э.) в оазисе были проведены масштабные ирригационные работы, начатые его предшественниками на троне Египта. Были возведены шлюзы и плотины, насыпь длиной 43,5 км, благодаря чему под посевы и сады была отведена огромная площадь плодородных земель и в то же время стало возможным регулировать разливы Нила. Вода великой реки во время разливов поступала в водохранилище, которое греки называли Меридовым озером, по созвучию с коптским Миур - «великое море». Озеро называлось также (в разные времена) Ше («озеро»), Фиом («болото») или Фиом-нте-мере («озеро, разлив»), в арабском языке оно стало звучать как Файюм. Место, где Нильский канал входил в котловину Файюма, называлось Апе-Таш, «ущелье земли озера». Здесь находилось Рахунт, или Лахунт, по-арабски - Эль-Лахун, то есть «отверстие для отвода воды», - шлюзы канала. Сын Аменемхета III Аменемхет IV проложил канал по руслу одного из малых притоков Нила. В период Нового царства (1550-1069 гг. до н. э.) этот канал (Иосифа, или Бахр-Юсуф) имел две дамбы и достигал глубины 5 м.

Жители оазиса поклонялись Себеку, богу воды и разлива Нила. Он изображался с телом человека и головой крокодила. Крокодилья пасть была своего рода оберегом, считалось, что она отпугивает темные силы, защищая от них других богов и людей. В «Текстах пирамид», покрывающих внутренние стены в пирамидах фараонов возле Мемфиса и составленных, по мнению историков, не позднее IV в. до н. э., то есть еще до перенесения их в эти пирамиды, Себек приравнивался к Сету, богу земли Гебу, богу солнца Ра (Себек-Ра) и Осирису. Город, построенный на осушенных землях, греки называли Крокодилополем, вернее, ту его часть, которая ныне известна как Киман-Фарис, или Арсиноя. Крокодилы в данном случае имелись в виду натуральные. С каждым разливом Нила их количество на болотистых участках Меридова озера прибывало. Но никто их не трогал. По свидетельству Геродота, в главном храме Файюма жил гигантский крокодил, украшенный золотом и драгоценными камнями. Как жрецам удалось его так «принарядить», греческий историк не сообщает, вероятнее всего, украшен был не крокодил, а помещение, в котором он содержался. Почитание крокодилов закончилось с воцарением на троне греческой династии Птолемеев. При Птолемее II Филадельфе (309-246 гг. до н. э.) земельные участки в Фаюмском оазисе получили греки, римляне, зачастили купцы с Ближнего Востока и из Индии. С развитием торговли в Файюм проникают эллинистические:, а затем и византийские традиции, здесь появляются и первые на африканском континенте христиане.
В эпоху Птолемеев (IV-I вв. до н. э.) площадь Меридова озера сократилась с 1270-1700 км 2 до 233 км 2 , пересох и канал Иосифа. Но цари здесь ни при чем, причины этого естественные: геологический обвал, инфильтрация, сильное испарение вследствие потепления климата. Теперь это соленое озеро, и носит оно арабское название Биркет-эль-Керун (Карун). Канал Бахр-Юсуф был восстановлен, он проходит и через город Мединет-эль-Файюм, где можно увидеть и два из четырех водяных колес, возле которых предавались размышлениям фараоны, любуясь струями воды.
Ваш отдых в Египте будет дополнен положительными впечатлениями о Файюмском оазисе, который находится на севере Египта, в 85 км на юго-запад от Каира, в низине, достигающей 43 метра ниже уровня моря. С долиной Нила оазис соединяет вытянутая узкая долина Эль-Лахун, через которую проходит проложенный еще до нашей эры оросительный канал Бахр-Юсуф (Иосифа), имеющий 12 рукавов и впадающий в озеро Биркет-эль-Керун, или Карун (в древности - гигантское Меридово озеро, площадь которого к нашему времени значительно уменьшилась). Практически все города и городки Файюма имеют древнюю историю.
В оазисе две значительные царские пирамиды, они самые южные среди египетских и по своему облику далеки от знаменитых пирамид Гизы.
Эль-Лахуне находится пирамида фараона XII династии Сенусерта II (ок. 1882-1872 гг. до н. э.). Фундаментом для нее послужил 13-метровый известняковый холм, а саму пирамиду сложили из сырцового кирпича. Общая ее высота - 48 м. Внутри пирамиды использованы изломы холма, соединенные небольшим количеством раствора. Главные находки при так называемой повторной расчистке сделал в 1887-1888 гг. знаменитый британский археолог Флиндерс Питри (1853-1942 гг.). Он обнаружил в погребальной камере фрагменты деревянной церемониальной ладьи, алебастровые и керамические сосуды, золотой урей (часть царского убора, крепившаяся на лбу) и истлевшие почти до костей части ног мумии, да еще шарики из ила, смешанного с зерном. И это все: пирамида определенно была разграблена. Погребальная камера пирамиды Сенусерта II окружена сложным коридором, у основания пирамиды нашлись и следы ив, высаженных здесь при погребении. Зерно в иле, коридор, символически превращающий место последнего приюта царя в остров, ивы - все это элементы культа Осириса. Тем самым фараон признавался богоравным - правление Сенусерта считается началом расцвета Файюма. Поблизости сохранились также руины бальзамического храма и небольшие пирамиды членов семьи фараона.
Аменемхет III построил для себя две пирамиды, одну - в Дахшуре, в районе Мемфиса, а вторую - в Хаваре, а погребен был, как полагают некоторые египтологи, в Хаваре. Правда, мумии его там не было обнаружено. Как и пирамида Сенусерта II, пирамида Аменемхета III сложена из сырцового кирпича. Побывавший у нее 13 веков спустя Геродот описал также величественное здание, которое он назвал Лабиринтом. По всей видимости, это был поминальный храмовый комплекс, и начала его дочь Аменемхета III Птахнефру - царица Себекнефру, а потом достраивали другие властители Египта, в том числе Птолемеи. По словам Геродота, в Лабиринте было 12 обнесенных стенами дворов - шесть были обращены на север и шесть - на юг. Всего в здании имелось 3000 комнат - 1500 надземных и 1500 подземных; Геродот осмотрел несколько надземных комнат, в другие его не пустили, сказав, что там погребены священные крокодилы и цари, строившие Лабиринт. Сейчас эта пирамида выглядит как осыпающаяся гора, внешне ничем особенным не примечательная, а Геродот указывает, что на ней стояли четыре статуи, с ними высота пирамиды достигала 73 м. На самом деле высота ее 58 м. Но самое интересное, что это сложное инженерное сооружение. На крыше его была скользящая плита, плиты потолка тоже сдвигались, двери раздвигались, стены пересекались. Между стенами - кирпичный «наполнитель». Облицовочным материалом служил белый известняк. Там было множество тупиков и других, как мы сказали бы сегодня, «антивандальных» находок, устроенных для того, чтобы обмануть грабителей. Когда погребальную камеру исследовал в 1888-1910 гг Питри, она была заполнена водой, но он сумел найти там несколько алебастровых сосудов, на которых было написано одно из имен Аменемхета III, а в последнем коридоре - прекрасный алебастровый алтарь и несколько алебастровых тарелок в форме уток. На них было написано: «Дочь царя Птахнефру». Однако Лабиринта Питри не обнаружил. Но был вознагражден другим открытием, имеющим огромное значение в истории искусства. Севернее некрополя Хавары он нашел большой некрополь обычных египтян. Умерших хоронили вместе с их великолепно сохранившимися в сухом климате портретами, выполненными восковыми красками на дереве. Подобные портреты встречаются и в других некрополях Египта, но все они с легкой руки Питри называются фаюмскими. Всего в Египте было найдено около 900 файюмских портретов. Небольшая, но отличная их коллекция, собранная русским египтологом В.С. Голенищевым (1856-1947 гг.), есть в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве.

Общая информация

Оазис на севере Египта, к югу от долины Нила.

Современная административная принадлежность : мухафаза (губернаторство, провинция) Эль-Файюм.

Административный центр мухафазы и оазиса : город Мединет-эль-Файюм (Файюм, Эль-Файюм) - 349 883 чел. (2012 г.).

Язык : арабский.

Этнический состав : арабы.

Религия : ислам (суннитского толка).
Денежная единица : египетский фунт.
Крупнейший канал : Бахр-Юсуф.
Крупнейшее озеро : Биркет-эль-Керун (Карун).

Ближайший аэропорт : Каир (международный).

Цифры

Площадь : по разным оценкам - от 1270 до 1700 км 2 .

Площадь, используемая сегодня в сельском хозяйстве : 1000 км 2 .

Площадь мухафазы Эль-Файюм : 6068 км 2 .

Население мухафазы : около 2,5 млн чел. (2006 г.).

Плотность населения в мухафазе : около 412 чел/км 2 .
Самая низкая точка: 43 м. ниже у. м.

Климат и погода

Тропический, сухой, пустынный.

Средняя температура января : +12°С.

Средняя температура июля : +33°С.

Резкие перепады между дневными и ночными температурами.
Среднегодовое количество осадков : около 50 мм (в древности климат был более влажным).

Экономика

Сельское хозяйство : выращивание зерновых, хлопка, инжира, олив, виноградарство, производство розового масла из местного сырья, овцеводство.

Сфера услуг : торговля, туризм.

Достопримечательности

Мединет-эль-Файюм : замок Мединет-Мади, канал Бахр-Юсуф, мечеть Кайтбея.
Озеро Биркет-эль-Керун (Карун).
Пирамида Сенусерта II в Эль-Лахуне.
Пирамида Аменемхета III в Хаваре.
Археологический заповедник Дейр-эль-Банат (Девичий монастырь).

Любопытные факты

■ Некоторые фараоны Среднего царства (между 2040 и 1783 (или 1640) гг до н. э.), на которую приходится правление XII-XIII династий, носили имена, производные от имени Себек. Было шесть фараонов по имени Себекхотеп - «Довольный Себек» и царица Себекнуфру - «Прекраснейшая для Себека». Все носители этих имен имели в Файюме личные резиденции. Многие фараоны верили в благословенную Себеком силу этой земли, часто бывали и подолгу жили здесь.
■ Файюмские портреты укладывались на лице мумии для того, чтобы тело и покинувшая его душа могли воссоединиться в загробном мире. На многих портретах, созданных при жизни человека, так сказать, «впрок», изображенные на них люди молоды или находятся в расцвете лет.
■ На северной окраине осушенных при Аменемхете III земель были установлены два пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 м, а на них - высеченные из монолитов желтого кварцита статуи, изображающие сидящего фараона, каждая высотой почта 12 м. Во время разлива воды Нила покрывали пьедесталы почти целиком, и тогда статуи казались поднимающимися прямо из озера.
■ В 2012 г. Анжела Миколь из Северной Каролины благодаря программе Google Earth обнаружила в Ливийской пустыне,недалеко от границы ее с Файюмским оазисом, загадочные образования пирамидальной формы. Специалисты поспешили опровергнуть наивную, по их мнению, гипотезу дилетанта, вообразившего себя виртуальным археологом, объяснив, что это просто-напросто бютты, выходы скальных пород. Неожиданно Миколь поддержала супружеская пара Эль-Кади из Египта, увлеченная коллекционированием старинных документов. Коллекционеры сообщили, что им известно о 34 старинных картах и 12 документах, которые подтверждают гипотезу о пирамидах, затерянных в песках именно тех мест, вблизи селения Абу-Сидум. Они сослались и на конкретные археологические карты 1753 г. и конца 1880-х гг. Экспедиция, побывавшая в этом районе, обнаружила, что основания «пирамид» состоят из прочной породы, предположительно гранита, что говорит в пользу их геологического происхождения, но в то же время приборы показали, что, по крайней мере, в одной из них есть коридор явно рукотворного происхождения, и было высказано предположение, что, возможно, там находится, какое-то покинутое обиталище, храм или мастабы - гробницы в форме усеченной пирамиды с погребальными камерами в подземной части. Координаты : 29°18′00″ с. ш. 30°50′00″ в. д.  /  29.30000° с. ш. 30.83333° в. д.  / 29.30000; 30.83333 (G) (Я) Губернатор

Галаль Мустафа

Основан Прежние названия

Крокодилополь, Арсиноя

Площадь Тип климата

пустынный

Официальный язык Население Плотность

13,235 чел./км²

Часовой пояс

Современное название города происходит от коптского payom, что переводится «озеро» или «море», пришедшее из ранней формы pA y-m с тем же значением, относящимся к Меридову озеру .

История

В Древнем Египте Эль-Файюм был административным центром 21 нома Верхнего Египта. Фараоны 12-й династии часто останавливались в Эль-Файюме, который назывался тогда Шедет , то есть «море». Об этом свидетельствуют раскопанные Флиндерсом Питри остатки храмов и мастаб. В более поздние времена Шедет был известен как Город гадов, или Крокодилополь , покровителем которого был бог Себек с головой крокодила . Курганы к северу от нынешнего города отмечают расположение древнего Крокодилополя, где жители в водах Меридова озера разводили и поклонялись крокодилам . Это озеро было искусственно вырыто ок. 3900 лет назад, в качестве резервуара, наполняемого Нилом. В додинастическую эпоху современная территория Эль-Файюма была заболочена. В правление Аменемхета II и Сенусерта II площадь была осушена каналами и дамбами для возделывания почвы.

Современный город

В Эль-Файюме есть несколько больших базаров, мечетей, бань и популярный будничный рынок. Вдоль канала Юсуф , протекающего через город, выстроились жилые дома. Через реку переброшены два моста: один трёх-арочный соединяет главную улицу с базаром; другой двух-арочный, над которым возвышается мечеть султана Кайтбея - подарок его супруги, как мамлюкскому правителю в Эль-Файюме. В центре города над каналом работают четыре водяных колеса , которые стали национальным символом провинции Эль-Файюм.

На обширных территориях культивируются кукуруза, хлопок, лён, рис, сахарный тростник, инжир, финики, оливки, виноград, гранат. Также здесь в больших количествах выращивают розы, потому здесь сконцентрировано производство розового масла.

Самая высокая температура в 46 °C была зарегистрирована 13 июня 1965 года; самая низкая 2 °C - 8 января 1966 года .

Основные достопримечательности

  • Парящая мечеть , выстроенная в период Оттоманского владычества в Египте.
  • Хавара - древний некрополь в 27 км от города.
  • Эль-Лахун - пирамиды в 4 км от города.
  • Мечеть Кайтбея находится в городе, была построена по приказу супруги мамлюка Кайтбея .
  • Эль-Раян - крупнейшие в Египте водопады в 50 км от города.
  • Вади-аль-Хитан или «Долина китов» - палеонтологические находки окаменелостей китов в окрестностях города, включённые в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

    Faiyum Oasis by Zorbey Tunçer.jpg

    Файюм-оазис

    QasrQarunFacade.jpg

    Фасад храма Себека-Ра

    UmmAtlTemple1.jpg

    Каменный храм Soknobkonneus, Umm el-Athl

Родившиеся в городе

  • Тефта Ташко Кочо (Tefta Tashko-Koço) - известная албанская певица1930-х годов родилась в Файюме.
  • Саадия Гаон - крупнейший галахический авторитет эпохи гаонов, основоположник раввинистической литературы и еврейской рационалистической философии, языковед и поэт. Родился в Файюме и нередко именовался с приставкой эль-Файюми.
  • Себек - египетский бог-крокодил.

Напишите отзыв о статье "Эль-Файюм"

Литература

  • Fakhry, Ahmed (1990): The oases of Egypt .
  • Vivian, Cassandra (2000): The Western Desert of Egypt .
  • Säve-Söderbergh, Torgny (1968): Egyptisk egenart .
  • Carolin Arlt: Das Fayyûm in Hellenismus und Kaiserzeit. Fallstudien zum multikulturellen Leben in der Antike . Harrassowitz, Wiesbaden 2013, ISBN 978-3-447-06925-0 .
  • Пауло Коэльо "Алхимик"

См. также

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Эль-Файюм

– Дронушка, – сказала княжна Марья, видевшая в нем несомненного друга, того самого Дронушку, который из своей ежегодной поездки на ярмарку в Вязьму привозил ей всякий раз и с улыбкой подавал свой особенный пряник. – Дронушка, теперь, после нашего несчастия, – начала она и замолчала, не в силах говорить дальше.
– Все под богом ходим, – со вздохом сказал он. Они помолчали.
– Дронушка, Алпатыч куда то уехал, мне не к кому обратиться. Правду ли мне говорят, что мне и уехать нельзя?
– Отчего же тебе не ехать, ваше сиятельство, ехать можно, – сказал Дрон.
– Мне сказали, что опасно от неприятеля. Голубчик, я ничего не могу, ничего не понимаю, со мной никого нет. Я непременно хочу ехать ночью или завтра рано утром. – Дрон молчал. Он исподлобья взглянул на княжну Марью.
– Лошадей нет, – сказал он, – я и Яков Алпатычу говорил.
– Отчего же нет? – сказала княжна.
– Все от божьего наказания, – сказал Дрон. – Какие лошади были, под войска разобрали, а какие подохли, нынче год какой. Не то лошадей кормить, а как бы самим с голоду не помереть! И так по три дня не емши сидят. Нет ничего, разорили вконец.
Княжна Марья внимательно слушала то, что он говорил ей.
– Мужики разорены? У них хлеба нет? – спросила она.
– Голодной смертью помирают, – сказал Дрон, – не то что подводы…
– Да отчего же ты не сказал, Дронушка? Разве нельзя помочь? Я все сделаю, что могу… – Княжне Марье странно было думать, что теперь, в такую минуту, когда такое горе наполняло ее душу, могли быть люди богатые и бедные и что могли богатые не помочь бедным. Она смутно знала и слышала, что бывает господский хлеб и что его дают мужикам. Она знала тоже, что ни брат, ни отец ее не отказали бы в нужде мужикам; она только боялась ошибиться как нибудь в словах насчет этой раздачи мужикам хлеба, которым она хотела распорядиться. Она была рада тому, что ей представился предлог заботы, такой, для которой ей не совестно забыть свое горе. Она стала расспрашивать Дронушку подробности о нуждах мужиков и о том, что есть господского в Богучарове.
– Ведь у нас есть хлеб господский, братнин? – спросила она.
– Господский хлеб весь цел, – с гордостью сказал Дрон, – наш князь не приказывал продавать.
– Выдай его мужикам, выдай все, что им нужно: я тебе именем брата разрешаю, – сказала княжна Марья.
Дрон ничего не ответил и глубоко вздохнул.
– Ты раздай им этот хлеб, ежели его довольно будет для них. Все раздай. Я тебе приказываю именем брата, и скажи им: что, что наше, то и ихнее. Мы ничего не пожалеем для них. Так ты скажи.
Дрон пристально смотрел на княжну, в то время как она говорила.
– Уволь ты меня, матушка, ради бога, вели от меня ключи принять, – сказал он. – Служил двадцать три года, худого не делал; уволь, ради бога.
Княжна Марья не понимала, чего он хотел от нее и от чего он просил уволить себя. Она отвечала ему, что она никогда не сомневалась в его преданности и что она все готова сделать для него и для мужиков.

Через час после этого Дуняша пришла к княжне с известием, что пришел Дрон и все мужики, по приказанию княжны, собрались у амбара, желая переговорить с госпожою.
– Да я никогда не звала их, – сказала княжна Марья, – я только сказала Дронушке, чтобы раздать им хлеба.
– Только ради бога, княжна матушка, прикажите их прогнать и не ходите к ним. Все обман один, – говорила Дуняша, – а Яков Алпатыч приедут, и поедем… и вы не извольте…
– Какой же обман? – удивленно спросила княжна
– Да уж я знаю, только послушайте меня, ради бога. Вот и няню хоть спросите. Говорят, не согласны уезжать по вашему приказанию.
– Ты что нибудь не то говоришь. Да я никогда не приказывала уезжать… – сказала княжна Марья. – Позови Дронушку.
Пришедший Дрон подтвердил слова Дуняши: мужики пришли по приказанию княжны.
– Да я никогда не звала их, – сказала княжна. – Ты, верно, не так передал им. Я только сказала, чтобы ты им отдал хлеб.
Дрон, не отвечая, вздохнул.
– Если прикажете, они уйдут, – сказал он.
– Нет, нет, я пойду к ним, – сказала княжна Марья
Несмотря на отговариванье Дуняши и няни, княжна Марья вышла на крыльцо. Дрон, Дуняша, няня и Михаил Иваныч шли за нею. «Они, вероятно, думают, что я предлагаю им хлеб с тем, чтобы они остались на своих местах, и сама уеду, бросив их на произвол французов, – думала княжна Марья. – Я им буду обещать месячину в подмосковной, квартиры; я уверена, что Andre еще больше бы сделав на моем месте», – думала она, подходя в сумерках к толпе, стоявшей на выгоне у амбара.
Толпа, скучиваясь, зашевелилась, и быстро снялись шляпы. Княжна Марья, опустив глаза и путаясь ногами в платье, близко подошла к ним. Столько разнообразных старых и молодых глаз было устремлено на нее и столько было разных лиц, что княжна Марья не видала ни одного лица и, чувствуя необходимость говорить вдруг со всеми, не знала, как быть. Но опять сознание того, что она – представительница отца и брата, придало ей силы, и она смело начала свою речь.
– Я очень рада, что вы пришли, – начала княжна Марья, не поднимая глаз и чувствуя, как быстро и сильно билось ее сердце. – Мне Дронушка сказал, что вас разорила война. Это наше общее горе, и я ничего не пожалею, чтобы помочь вам. Я сама еду, потому что уже опасно здесь и неприятель близко… потому что… Я вам отдаю все, мои друзья, и прошу вас взять все, весь хлеб наш, чтобы у вас не было нужды. А ежели вам сказали, что я отдаю вам хлеб с тем, чтобы вы остались здесь, то это неправда. Я, напротив, прошу вас уезжать со всем вашим имуществом в нашу подмосковную, и там я беру на себя и обещаю вам, что вы не будете нуждаться. Вам дадут и домы и хлеба. – Княжна остановилась. В толпе только слышались вздохи.
– Я не от себя делаю это, – продолжала княжна, – я это делаю именем покойного отца, который был вам хорошим барином, и за брата, и его сына.
Она опять остановилась. Никто не прерывал ее молчания.
– Горе наше общее, и будем делить всё пополам. Все, что мое, то ваше, – сказала она, оглядывая лица, стоявшие перед нею.
Все глаза смотрели на нее с одинаковым выражением, значения которого она не могла понять. Было ли это любопытство, преданность, благодарность, или испуг и недоверие, но выражение на всех лицах было одинаковое.
– Много довольны вашей милостью, только нам брать господский хлеб не приходится, – сказал голос сзади.
– Да отчего же? – сказала княжна.
Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались.
– Отчего же вы не хотите? – спросила она опять.
Никто не отвечал.
Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд.
– Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
– Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.
– Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности.